Логотип. Изобилие Тур
Поиск по сайту
Меню сайта
Энио-технологии Личной Силы
Открытие энио-каналов
Очищение
Форум
Литература
Авторизация



Книга Юбилеев или Малое Бытие. Глава 12-25 Печать Отправить ссылку другу

Книга Юбилеев или Малое Бытие

Продолжение

 

XII.


И случилось в шестую седмину в седьмой год ее, сказал Аврам отцу своему Фарагу, говоря: «Отец, отец мой!» И он сказал: «Вот я здесь, мой сын!» И он сказал: «Что нам за помощь и услаждение от всех идолов [...], что ты поклоняешься им? Ибо в них совсем нет духа (души); но они, которых вы почитаете, суть проклятие и соблазн сердца. Почитайте Бога небесного, Который низводит на землю дождь и росу, и все совершает на земле, и все сотворил Своим словом, и вся жизнь пред Его лицем! Зачем вы почитаете тех, которые не имеют духа? ибо они нечто сделанное, и на своих плечах вы носите их, и не имеете от них никакой помощи, но они служат великим поношением для тех, которые делают их к соблазну сердца и почитают их. Не почитайте их!» И отец его сказал ему: «И я знаю это, сын мой. Но что я сделаю с моим родством, которое заставило меня служить им? Если я скажу им истину, то они убьют меня, ибо их душа прилепилась к ним, чтобы почитать и прославлять их. Молчи, сын мой, чтобы они не убили тебя!» И он сказал эту речь своим двум братьям, и они разгневались на него. Тогда он замолчал.


И в сороковой юбилей во вторую седмину в седьмой год ее Аврам взял жену по имени Сора, дочь его отца (?), и она сделалась его женою. Аран, брат его, взял себе жену в [...] год третьей седмины, и она родила ему сына в седьмой год этой седмины; и он нарек ему имя Лот. И его брат Накгор также взял себе жену.



И (в шестидесятый) год жизни Аврама, т. е. в четвертый год четвертой седмины, встал Аврам ночью, и сожег капище идолов и все, что было в нем, так что люди ничего не знали об этом. И они встали ночью и хотели спасти своих идолов из огня. И Аран поспешил сюда, чтобы спасти их; тогда пламя бросилось на него, и он сгорел в огне и умер в Уре. Халдейском, прежде своего отца Фарага; и они погребли его в Уре Халдейском.



И Фараг вышел из Ура Халдейского, он и дети его, чтобы идти в страну Либаноса и в страну Ханаан; и он жил в стране Харран . И Аврам жил со своим отцом Фарагом в Харране две седмины.



И в шестую седмину в пятый год ее встал Аврам и сидел в течение ночи, в новолуние седьмого месяца, чтобы наблюдать звезды, от вечера до утра, чтобы видеть, что будет с погодою в этот год. И он был один, когда сидел и наблюдал. И пришло на его мысль слово, и он сказал: «Все знамения звезд и знамения солнца и луны в руке Господа. Зачем мне исследовать их? Когда Он хочет, то посылает дождь рано и поздно, и когда хочет, то изливает потоки (дождя), и все в Его руке». И он молился в эту ночь и сказал: «Боже мой, Боже мой! Ты всевышний Бог, Ты один только Бог мой, и Ты все сотворил и все есть дело рук Твоих; и Тебя, Твое божество избрал я. Спаси меня от руки злых духов, которые сильны над помышлениями человеческого сердца, чтобы они не отвратили меня от Тебя, Боже мой! И соделай, чтобы я и мое семя вовек не отвращались от Тебя, отныне и до века!» И он сказал: «Возвратиться ли мне в Ур Халдеев, которые ищут моего лица, чтобы я возвратился к ним, или оставаться мне здесь в этом месте? Укажи рабу Твоему правый путь пред Тобою, чтобы исполнять его, и чтобы я не ходил в обольщении моего сердца, Боже мой!» И когда он окончил речь и молитву, вот тогда было послано чрез меня слово Господа к нему, говоря: «Поднимись из земли твоей и из рода твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я тебе покажу! И Я произведу от тебя великий и бесчисленный народ, и благословлю тебя, и сделаю твое имя великим. И ты будешь благословлен на земле, и в тебе благословятся все народы земли; благословляющих тебя Я благословлю и проклинающих тебя прокляну; и Я буду Богом тебе, и твоим сыновьям, и сыновьям сынов твоих, и всему твоему семени; и буду за тобою, Я Бог твой. Не бойся, отныне до всех родов земли я Бог твой». И Господь Бог сказал мне: «Открой его уста, и его уши, и его губы!» И я начал говорить по-еврейски на его коренном языке. И он взял книги своего отца, которые были написаны по-еврейски, и списал их. Тогда он начал изучать их, и я объяснял ему все, чего он не понимал, и он изучал их в продолжение шести дождливых месяцев.



И был седьмой год шестой седмины. Тогда говорил он со своим отцом и возвестил ему, что он выйдет из Харрана, чтобы идти в землю Ханаан, что он осмотрит ее и возвратится к нему. И отец Фараг сказал ему: «Иди в мире, Бог мира да соделает путь твой правый, и да будет Господь с тобою, и хранит тебя от всех зол, и да даст тебе милость, и благоволение, и милосердие пред теми, которые увидят тебя, чтобы никакой человек не возымел силы над тобою, чтобы предпринять что-либо против тебя! Иди в мире! И если ты найдешь страну угодною очам твоим, чтобы жить там, то возьми и меня с собою; и возьми с собою Лота, сына Арана, брата твоего, как своего сына! И Господь да будет с тобою!»




XIII.


И Аврам вышел из Харрана и взял с собою жену свою Сору и Лота, сына брата своего Харрана, в страну Ханаан. И он пошел [...] и прошел до Сикимона, близ высокого дуба. И Господь сказал ему: «Тебе и твоему семени Я дам эту страну!» И он устроил там жертвенник и принес на нем Господу, Который явился ему, всесожжение, И оттуда он поднялся к горному хребту Бетель (Вефиль), который был от него на запад и Ай (Гай) на восток, и разбил там шатер свой. И он увидел, что земля была очень обширна и хороша, и что в ней росло все: виноградные лозы, смоквы, гранаты, дубы, и твердые деревья, и теревинфы, и масличные деревья, и кедры, и кипарисы, и ливанские деревья, и все деревья полевые, и что она имела воду на горах. И он благословил Господа, Который привел его из Ура Халдейского на эту гору.


И случилось, в первый год, в седьмую седмину, в новолуние первого месяца он устроил на этой горе жертвенник и призвал имя Господа: «Ты, Боже мой, вечный Бог». И он принес на жертвеннике Божием всесожжение, чтобы Он был с ним и не оставлял его в течение его жизни. И он поднялся оттуда и пошел (на юг), и достиг Хеврона; и Хеврон был тогда построен. И он оставался там два года [...]. Тогда пошел Аврам в Египет в третий год седмины, и жил в Египте пять лет, прежде чем у него была похищена жена. Санай же был тогда построен в Египте чрез семь лет после Хеврона. И случилось, когда Фараон похитил Сору, жену Аврама, Господь поразил Фараона и весь дом его тяжкими бедствиями за Сору, жену Аврама. И Аврам был очень обогащен овцами, и рогатым скотом, и ослами, и конями, и верблюдами, и рабами, и служанками, и серебром, и золотом вполне; и Лот, сын его брата, также был обогащен. И когда Фараон возвратил Сору, его жену, он переселился из земли Египетской, и пришел в одно место, на восток от Вефиля, и прославил Господа Бога своего, который вывел его обратно с миром.



И случилось, в (сорок, первый) юбилей в третий год первой седмины он возвратился в это место, и принес там всесожжение, и призвал имя Господне и сказал: «Ты Господь, Бог всевышний, Бог мой вовек!» И в четвертый год седмины Лот отделился от него. И Лот жил в Содоме, но жители содомские были очень злы. И он (Аврам) опечалился в сердце своем, что его племянник отделился от него, ибо он не имел детей. В тот год этой седмины, когда Лот был пленен, Господь говорил Авраму, после того как Лот отделился от него, и сказал ему: «Возведи очи твои от места, где ты живешь, к (северу), и к югу, и к утру, ибо всю страну, которую ты видишь, Я дам тебе и дам семени твоему вовек. И Я сделаю твое семя, как песок при море, (и как человек не может сосчитать песок при море), так нельзя исчислить и твоего семени. Встань и пройди ее по длине и широте, и посмотри все, ибо Я дам ее твоему семени».



И Аврам пошел в Хеврон и жил там. И в этот год пришли Колодогомер, царь еламский, и Амалфал, царь синаарский, и Ариох, царь селасарский, и Тергал, языческий царь; и они поразили царя Гоморры, и царь Содома бежал, и многие, обратившиеся в Сиддин, солончатую страну, в Содом, Адом и Севоим, пали. И они взяли в плен Лота, племянника Аврама, со всем его имуществом, и отвели в Дан. И пришел один, который спасся бегством, и рассказал Авраму, что племянник его взят в плен [...]. И его раб принес в умилостивление за Аврама и его семя десятину начатков Господу. И Господь сделал отсюда постановление навсегда, ч


тобы давать ее (десятину) священникам, которые служат пред Его лицем, дабы они пользовались ею вовек. И это установление не на день, но Он утвердил его на вечные роды, чтобы давать Господу десятину от семян, и вина, и масла, и рогатого скота, и овец. И Он дал ее Своим священникам, чтобы они ели от нее с радостью и пили пред Ним.



И вышел к нему царь содомский, и пал пред ним ниц, и сказал: «Господин мой Аврам, отдай мне людей, которых ты освободил; добыча же пусть будет твоя!» И Аврам сказал ему: «Я воздвигаю руки мои к всевышнему Богу: ни нитки, ни башмачного ремня я не возьму из всего, что принадлежит тебе, дабы ты не сказал: „Я сделал Аврама богатым», кроме того, что съели отроки. И мужи, ходившие со мною, Аунан, и Ескол, и Мамре, должны взять свою долю».




XIV.


И после сего события, в четвертый год этой седмины, в новолуние третьего месяца, было слово Господне к Авраму в сновидении, говорящее: «Не бойся, Аврам, Я твоя защита, и награда твоя будет чрезмерна». И он сказал: «Господи, Господи, что Ты дашь мне? Вот я иду туда без детей, и сын Месек мой раб тот Дамаск Елиезер, будет наследником мне; а мне Ты не дал семени». И Он сказал ему: «Он не наследит тебе, но происшедший от плоти твоей будет тебе наследником». И Он вывел его и сказал ему: «Взгляни на небо и сосчитай звезды небесные: можешь ли ты сосчитать их?» И он взглянул на небо и увидел звезды. И Он сказал ему: «Так будет твое семя». И он поверил Господу, и это было вменено ему в праведность. И Он сказал: «Я Господь Бог твой, выведший тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе в вечное владение землю Ханаанитов, и чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени». И он сказал: «Господи, Господи!» И он сказал: «Господи, по чему я узнаю, что наследую ее?» И Он сказал ему: «Принеси Мне трехлетнюю телицу, и трехлетнюю козу, и трехлетнюю овцу, и трехлетнюю горлицу, и голубя». И он взял все это в средине месяца. И он жил при дубе Мамре, который близ Хеврона. Там устроил он жертвенник, и заколол все, возлил кровь их на жертвенник, и разделил их пополам, и положил их друг против друга; но птиц он не касался. И птицы спустились на куски, но Аврам отгонял их, и не давал птицам прикасаться к ним. И было, когда солнце зашло, бессилие напало на Аврама, и вот сильный страх мрака напал на него. И было сказано: «Аврам, знай, что твое семя будет странником в чужой земле и его будут порабощать и угнетать в продолжение четырехсот лет. Но Я произведу суд над народом, которому они будут служить; после того они выйдут оттуда с большим имуществом. И ты в мире отойдешь к своим отцам, и будешь погребен в доброй старости. И в четвертом роде оно (твое семя) возвратится сюда, ибо грех Аморреев доселе еще не наполнился».


И он пробудился от своего сна и встал, и солнце было зашедшим. Тогда появилось пламя, и вот — печь дымилась, и огненное пламя прошло между кусками. И в ту ночь Бог заключил завет с Аврамом, сказав: «Твоему семени Я отдам эту землю, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат, — Кенеев, Кенезеев, Ферезеев, Рафейн, [...], Евеев, Аморреев, Канаанеев, Гергесеев». И Он отошел. И Аврам принес куски, и птиц, и жертву плодовую, и жертву возлияния, которые принадлежали к сему, и огонь пожрал их.



И в эту ночь Он заключил завет с Аврамом, согласно завету, который мы заключили в этом месяце с Ноем. И Аврам возобновил его в праздник и в постановление для себя, до века. И Аврам возрадовался и рассказал все это происшествие своей жене Соре. И он поверил, что у него будет семя, но она не рождала. Тогда Сора посоветовала своему мужу Авраму и сказала ему: «Войди к моей служанке Агари, египтянке; быть может, я произведу тебе от нее семя». И Аврам послушался голоса жены своей Соры и сказал ей: «Сделай это». Тогда Сора взяла египетскую служанку Агарь и дала ее своему мужу Авраму, чтобы она была его женою. И он вошел к ней, и она сделалась беременной, и родила сына, и он нарек ему имя Измаил в пятый год этой седмины. В том году был восемьдесят шестой год жизни Аврама.




XV.


И в пятый год четвертой седмины этого юбилея, в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему и сказал Авраму: «Я — Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «Вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам отныне до века; но Авраам будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И я поставлю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя во всех родах. И Я дам тебе и семени твоему после тебя землю — ибо ты пришлец в ней — землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. И Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «И храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление.


И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого не обрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара — имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».



И Авраам пал на лице свое, и возрадовался, и сказал в сердце своем: «У меня ли, имеющего сто лет, родится сын, и Сара девяноста лет родит ли сына?» И Авраам сказал Господу: «Хотя бы Измаил остался жив пред Тобою!» И Господь сказал: «Да! но и Сара родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Исаак. И Я восстановлю завет Мой с ними, завет Мой вечный, и с его семенем после него. И о Измаиле Я услышал тебя, и вот я благословлю и умножу его, и сделаю его весьма многочисленным. И двенадцать царей произведет он; и Я произведу от него великий народ; но завет Мой Я поставлю с Исааком, которого родит тебе Сара около сего времени на другой год». И после того, как Он кончил говорить с ним, Господь восшел.



И он (Авраам) взял своего сына Измаила и всех своих рожденных дома (рабов) и купленных за золото, весь мужеский пол, который был в его доме, и обрезал плоть их члена. И в этот день был обрезан Авраам, и люди его дома были обрезаны, и также все, которых он купил за золото у сынов иноплеменников, были обрезаны вместе с ним. И этот закон — для всех родов вовек. И нельзя изменять дней, ни пропускать одного из восьми дней, ибо это вечное благословение, утвержденное и записанное на небесных скрижалях. И каждый рожденный, крайняя плоть которого не обрезана до восьмого дня, не принадлежит к сынам завета, который Господь заключил с Авраамом, но к сынам погибели, и вот он не имеет знака на себе, что он Господень; он предназначен к погибели, и уничтожению, и истреблению от земли, ибо он нарушил завет Господа нашего Бога. Ибо Он освятил Израиля, чтобы он был со всеми Его Ангелами лица, и со всеми Ангелами прославления, и со святыми Его Ангелами. И ты повели также сынам Израиля, чтобы они хранили знак сего завета в своих родах, как вечное установление, чтобы не быть им истребленными от земли. Ибо постановление cue утверждено для завета, чтобы оно соблюдалось навсегда между всеми сынами Израиля. Ибо Измаила, и сыновей его и братьев, и Исава не приблизил Господь и не избрал их; но сынов Авраама познал Он и избрал Израиля, чтобы они были Его народом, и освятил его, и собрал его из всех сынов человеческих. Ибо много народов, и бесчисленны люди, и все принадлежат Ему, и над всеми Он постави


л духов вместо Господа, чтобы они отвращали их от Него. Над Израилем же Он никого не поставил господом — ни Ангела, ни духа, но Он единый их Владыка, и Он охраняет их и ведет тяжбы их против Своих Ангелов, и Своих духов, и против всего. И если они будут хранить все Его повеления, то Он благословит их, и они будут Его сынами, и Он будет их Отцом отныне до века. И теперь я предсказываю тебе, что сыны Израиля будут поступать вопреки этому установлению, и их сыны не будут обрезываться согласно всему этому закону. Ибо на плоти своего обрезания они не будут совершать оного обрезания своих сыновей, и они все, сыны Велиара, будут оставлять своих сыновей необрезанными, как они родились. И гнев Господа на детей Израиля будет велик, ибо они оставили завет Его, и уклонились от Его слова, и возбудили Его на гнев, и восхулили Его, и не сделали сего знака по их закону, но оставили свою плоть необрезанною подобно язычникам, чтобы быть уничтоженными и истребленными с земли. И они впредь не обретут прощения и помилования, чтобы быть прощенными и помилованными во всех своих грехах за сие отступление вовек.




XVI.


И в новолуние четвертого месяца явились мы Аврааму при дубе Мамврийском и беседовали с ним. И мы также возвестили ему, что у него родится сын от жены его Сары. Тогда Сара рассмеялась, ибо она слышала, что мы говорили эту речь Аврааму. И мы заметили ей; но она испугалась и стала отрицать, что она смеялась над нашими словами. И мы сказали ей имя его сына, как определено и написано было на небесных скрижалях, именно Исаак. И когда мы возвратимся к ней в определенное время, тогда она будет беременной сыном.


И в этот месяц Господь совершил суд над Содомом, и Гоморрою, и Севоимом, и всею страною Иорданскою, и сожег их огнем и серой, и предал их погибели до сего дня; согласно тому, как мы рассказывали тебе о всех их делах, что они были гнусными и весьма греховными и что они осквернялись, и блудодействовали, и делали мерзость на земле — согласно сему Бог совершил суд; во гневе и ярости за нечистоту Содома совершил Он суд над Содомом. И мы спасли Лота, ибо Господь вспомнил об Аврааме и вывел его (Лота) из разрушения. Но и он, и дочери его совершили на земле грех, какого не было на земле от Адама до того времени; ибо муж переспал с своею дочерью. И вот, относительно всего его семени определено и начертано на скрижалях, чтобы уничтожить и истребить его, и совершить суд над ним, как над Содомом, и не оставить ему семени на земле ко дню осуждения.



И в этот месяц поднялся Авраам от Хеврона и пошел и жил между Кадетом и Суром на горах Герарона. И в средине пятого месяца он поднялся оттуда и жил при клятвенном колодезе. И в средине шестого месяца Господь посетил Сару, и сотворил ей, как сказал, и она сделалась беременною. И она родила ему сына в третий месяц, в средине месяца, как сказал Бог Аврааму. В праздник начатков жатвы родился Исаак, и Авраам обрезал своего сына в восьмой день. Он первый был обрезан согласно завету, как определено навечно.



И в шестой год четвертой седмины пришли мы к Аврааму к клятвенному колодезю и явились ему, как сказали Саре, что придем к ней. А она сделалась беременною сыном, и мы возвратились в седьмой месяц, и нашли Сару беременною пред нами, и благословили Сару, и рассказали Саре все, что было повелено нам относительно него (т. е. Авраама), что он не умрет, пока не родит шесть сыновей, и что он увидит их, прежде чем умрет, но что в Исааке будет наречено имя его и семя, и что все семя его сыновей будет язычниками и причтется к язычникам; но только семя от сыновей Исаака будет святым, и не причтется к язычникам; ибо оно будет наследием Всевышнего, и все его семя будет между теми, которые почитают Бога, чтобы быть для Господа драгоценным украшением пред всеми народами и быть царством и народом святым. И мы прошли наш путь, и передали Саре все, что мы сказали ему (Аврааму). И они оба друг с другом были в великой радости. И он устроил там жертвенник Господу, Который спас его и возвеселил его в стране его странствования, и праздновал торжество в этом месяце в течение семи дней близ жертвенника, который он устроил при клятвенном колодезе, и устроил кущи для себя и своих рабов к этому празднику. И он праздновал этот праздник в первый раз на земле; и в эти семь дней он приносил каждодневно на жертвеннике Господу всесожжение: семь волов, двух молодых козлов, двух овнов, семь овец; одного козла в жертву за грех, чтобы искупить ею себя и свое семя; и в жертву благодарения семь овнов, семь молодых козлов, семь овец, семь тельцов вместе с плодовою жертвою и возлиянием, которые относились к сему. Над всем их туком он воскурял на жертвеннике избранное всесожжение в приятное благовоние. Утром и вечером он воскурял ладан, и халван, и стакти, и нард, и мирру, и Сенегал и кост; все эти семь веществ он приносил истолченными, смешанными между собою по равной части и очищенными. И он праздновал этот праздник в течение семи дней, радуясь в своем сердце и всею душою, — он и все, бывшие в его доме; и ни одного чужеземца не было с ним, и ни одного незаконнорожденного. И он прославлял своего Творца, Который создал его в его роде, ибо Он по Своему благоволению создал его. Ибо он знал и уразумел, что от него придет растение праведности для будущих родов и что равным образом от Него придет святое семя, от Него, который все создал. И он прославил Его, и нарек имя этому празднику — праздник Господень, и радовался радостию, которая была приятна Всевышнему Богу. И мы благословили его вовек и все его семя после него на все роды земли, ибо он праздновал тогда этот праздник по свидетельству небесных скрижалей. Посему на небесных скрижалях определено для Израиля, чтобы они праздновали праздник кущей в течение семи дней с радостию, в седьмой месяц, дабы это было приятно Господу, в вечный закон для родов их, на все века и годы; и нет для сего установления конца дней, но навек определено относительно Израиля, чтобы они праздновали его, и жили в кущах, и полагали венки на свои головы. И как они берут от ручья покрытую листьями ивовую ветвь, так брал и Авраам сережки от пальмовых ветвей и хорошие древесные плоды, и обходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника семь раз в день, и утром он восхвалял и благодарил Бога своего за все с радостию.




XVII.


И в первый год пятой седмины этого юбилея Исаак был отнят от груди, и Авраам сделал большой пир на третий месяц, в день, когда сын его Исаак был отнят от груди. И Измаил, сын египтянки Агари, был пред лицем отца своего Авраама на своем месте. И Авраам радовался и прославлял Бога, что он увидел от себя сыновей и не умер без сыновей. И он вспомнил слово, как Он говорил с ним в тот день, когда Лот отделился от него. И он радовался, что Бог дал ему семя на земле, чтобы получить в наследие страну. И он прославил громким голосом Творца всех вещей. И когда Сара увидела Измаила, как он был весел и плясал и что даже Авраам радовался при этом, то почувствовала зависть при взгляде на Измаила и сказала Аврааму: «Выгони эту служанку и ее сына; сын этой служанки не должен наследовать с моим сыном Исааком». И это показалось неприятным Аврааму ради его служанки и его сына, что он должен выгнать их от себя. И Господь сказал Аврааму: «Не нужно тебе огорчаться из-за отрока и рабыни; все, что сказала тебе Сара, послушайся ее слова и исполни его, ибо в Исааке наречется тебе имя и семя. Сына же этой рабыни Я сделаю великим народом, ибо он — твой род». И Авраам собрался рано утром, взял хлеба и мех с водою, и положил их на плечи Агари вместе с отроком, и отослал их. И она пошла, блуждая в пустыне Вирсавии. И не стало воды в мехе; и отрок истомился от жажды, и не мог идти и упал. И мать взяла его, и пошла и бросила под масличное дерево. И она пошла дальше, и села против него, удалившись на выстрел из лука, ибо сказала: «Я не могу смотреть на смерть моего сына». И вот она села и плакала. Тогда Ангел Божий, один из святых, сказал ей: «Что ты плачешь, Агарь? встань, подними отрока и возьми его своею рукою, ибо Господь услышал твой голос». И когда она увидела отрока, подняла свои глаза и увидела колодезь с водою, и пошла туда, наполнила свой мех водою и напоила свое дитя. И она встала и пошла к Фараону. И отрок вырос и сделался стрелком из


лука, и Господь был с ним. И мать его взяла ему жену из дочерей Египетских, и она родила ему сына. И он нарек ему имя Навайвоф, ибо она сказала: «Бог был близ меня, когда я призывала его».


И случилось в седьмую седмину в первый год в первый месяц этого юбилея, в двенадцатый день сего месяца, были сказаны на небесах некоторые слова об Аврааме, что он верен во всем, что Господь говорит ему, и что он любит Его и верен во всяком искушении. Тогда пришел начальный Мастема и сказал пред Богом: «Вот Авраам любит и дорожит своим сыном Исааком больше всего; скажи ему, чтобы он принес его во всесожжение на жертвеннике, и Ты увидишь, исполнит ли он это повеление, чтобы узнать Тебе, верен ли он во всем, чем Ты его испытываешь». И Бог знал, что Авраам верен во всех испытаниях, которые Он назначает ему, ибо Он искушал его царством царей, и затем женою его, когда она была похищена у него, и далее Измаилом и Агарью, его служанкою, когда он отослал их, и во всем, чем Он искушал его, он оказался верным, и его душа не была мятежною, и не медлил он исполнять сие, ибо был верен и любил Бога.




XVIII.


И Господь сказал Аврааму: «Авраам!» И он сказал: «Вот я!» И Он сказал ему: «Возьми возлюбленного твоего сына Исаака, и пойди на высокую гору, и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу». И он собрался оттуда утром на рассвете, и оседлал свою ослицу, и взял двух своих рабов с собою и своего сына Исаака, и наколол дров для жертвы. И он шел к назначенному месту три дня и увидел то место издали. И он пришел к колодезю с водою и сказал своим рабам: «Останьтесь здесь с ослицею; я и отрок пойдем и, когда помолимся, возвратимся к вам». И он взял дрова для жертвы и возложил на плечи сыну своему Исааку, и взял в руки огонь и нож, и они пошли оба вместе к тому месту. И Исаак сказал своему отцу: «Отец!» И он сказал: «Вот я, сын мой». И он сказал: «Вот здесь нож и дрова, где же овца для всесожжения, отец мой?» И он сказал: «Господь усмотрит себе овцу для всесожжения, сын мой». И он пошел к месту горы Божией, и устроил жертвенник, и положил дрова на жертвенник, и поднял сына своего Исаака, и положил его на дрова на жертвенник, и простер руку свою взять нож, чтобы заколоть сына своего Исаака. И я (Ангел) стал пред ним (пред Богом?) и пред высшим Мастемой. И Господь сказал: «Скажи ему, чтобы он не возлагал руки своей на отрока и не делал ему никакого вреда, ибо Я знаю, что он богобоязнен». И я воззвал к нему с неба и сказал: «Авраам, Авраам!» И он убоялся и сказал: «Вот я». И Он сказал ему: «Не возлагай руки своей на отрока и не делай ему никакого вреда, ибо теперь Я знаю, что ты богобоязнен и сам не пожалел твоего перворожденного сына предо Мною». И посрамился высший Мастема. И Авраам возвел очи свои и увидел, и вот там был овен, зацепившийся своими рогами. И Авраам пошел, и взял овна, и принес его во всесожжение вместо сына своего. И Авраам назвал то место: «Господь усмотрел сие», так что говорят: «Господь усмотрел сие», т. е. гора Сион.


И Господь вторично воззвал Авраама по имени с неба, как Он возвестил мне, чтобы я говорил с ним во имя Господа. И Он сказал: «Моею главою Я поклялся, говорит Господь: так как ты сделал это, и твоего перворожденного сына, которого любишь, ты не пожалел предо Мною, то Я поистине благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Твое семя получит в наследие города врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего и показал всем, что ты верен Мне во всем, что Я возложил на тебя. Иди в мире!»



И Авраам пошел к своим рабам, и встали, и пошли они вместе в Вирсавию, и Авраам жил при клятвенном колодезе. И он соблюдал сей праздник ежегодно в течение семи дней с радостию, и назвал его праздником 1Ъсподним соответственно семи дням, в продолжение которых он ходил и возвратился в мире. И так утверждено сие и записано на небесных скрижалях относительно Израиля и его семени, чтобы они праздновали этот праздник в течение семи дней с радостию.




XIX.


И в первый год первой седмины сорок второго юбилея возвратился Авраам и жил против Хеврона, т. е. Каръяфарбока. Во вторую седмину в третий год этого юбилея окончились дни жизни Сары, и она умерла в Хевроне. И пришел Авраам оплакать и погребсти ее. И мы испытывали его, покорен ли дух его и не произнесет ли он устами своими мятежного слова, но он и здесь оказался покорным и не возмущался, а с спокойным духом говорил с детьми Киту (т.е. Хета), чтобы они дали ему место, на котором он похоронил бы свою умершую. И Господь наградил его благоволением пред всеми, которые видели его, и он просил, полный смирения, детей Хета, и они дали ему землю двойной пещеры против Мамре, т. е. Хеврона, за сорок серебреников. Но они просили его, говоря: «Мы отдадим вам это даром». Но он не взял у них даром, а отдал им цену за место — хорошее серебро, и поклонился им дважды. И после сего он похоронил свою умершую в двойной пещере. И всех дней жизни Сары было сто двадцать семь лет, т. е. два юбилея четыре седмины и один год. Это годы жизни Сары. И это было десятое испытание, которым был искушаем Авраам; и он обнаружил верный и покорный дух. И он не сказал никакого слова о том, что Бог обещал ему дать страну ему и его семени после него, но он просил там только о местах, чтобы похоронить свою умершую. Так оказался он верным и покорным, и записан был, как друг Господа, на небесных скрижалях.


И в четвертый год ее (второй седмины) взял он сыну своему Исааку жену по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова, брата Авраама. И Авраам взял себе третью жену по имени Кетура, из дочерей своих домашних рабов; ибо Агарь умерла прежде Сары; и она родила ему шесть сыновей: Ценбари, и Якзана, и Мадая, и Ийясбока, и Зигийю.



Во второй год шестой седмины Ревекка родила Исааку двух сыновей — Иакова и Исава. И Иаков был благочестив, а Исав — муж грубый, земледелец и волосатый; и Иаков жил в шатрах. И юноши подросли: и Исав научился, так как он был земледельцем и охотником, войне и всякому грубому затятию. И Иакова любил Авраам, а Исава Исаак. И Авраам видел занятие Исава и уразумел, что в Иакове будет наречено ему имя и семя. И он призвал Ревекку и дал ей повеление относительно Иакова, ибо он видел, что она также любила гораздо более Иакова, нежели Исава. И он сказал ей: «Дочь моя! береги сына моего Иакова, ибо он будет вместо меня на земле в благословление между сынами человеческими и всему своему семени имя его будет во славу. Ибо я знаю, что Господь произведет от него народ и он будет предпочтен пред всеми, которые на лице земли. И вот, сын мой Исаак любит Исава более, нежели Иакова, и я вижу, что ты действительно любишь Иакова. Так сделай ему еще больше добра, и да будет он твоим возлюбленным сыном, ибо он будет мне в благословение на земле отныне до всех родов века. Да укрепятся руки твои и да возрадуешься ты о сыне твоем Иакове, ибо я люблю его более всех моих сыновей; ибо он будет благословен вовек, и семя его наполнит всю землю. Ибо как не может человек сосчитать пыль земную, так не может быть исчислено и семя его. И все благословения, которыми Господь благословил меня и мое семя, будут также уделом Иакову и его семени во все дни. И в его семени будет благословлено мое имя, и имя моих отцов Сима, и Ноя, и Еноха, и Малалела, и Сифа, и Адама. Да послужат они к тому, чтобы основать небо, и утвердить землю, и обновить светила, которые на тверди небесной».



И он призвал Иакова пред очи матери его Ревекки, и поцеловал его, и благословил его, и сказал: «Возлюбленный сын мой Иаков, которого возлюбила душа моя! Да благословит тебя Бог с высоты тверди небесной, и да даст тебе все благословения, которыми Он благословил Адама, и Еноха, и Ноя, и Сима; и все, что Он говорил со мною, и все, что он обещал дать только мне, да пошлет Он на тебя и на твое семя до века, пока небо существует над землею. И да не владычествуют над тобою и над твоим семенем духи Мастемы, чтобы отвращать тебя от Господа, Который есть Бог твой, отныне до века! И да будет Господь твоим Богом и твоим отцом, а ты Его первородным сыном и Его народом во все дни! Иди, сын мой, в мире!» И они все (?) вместе вышли от Авраама. И Ревекка любила Иакова всем сердцем и всею душою и гораз


до больше, чем Исава. И Исаак любил гораздо больше Исава, нежели Иакова.




XX.


И в сорок второй юбилей в первый год седьмой седмины призвал Авраам Измаила и двенадцать его сыновей, и Исаака и обоих его сыновей, и шесть сыновей Кетуры и детей их, и заповедал им хранить пути Господа, чтобы поступали по справедливости и любили друг друга, чтобы поступали таким же образом во всякой войне, чтобы против каждого, кто будет против них, они выходили все вместе, и совершали правду и справедливость на земле, чтобы они своих сыновей обрезывали по завету, который Он заключил с ними, и не уклонялись бы ни направо, ни налево от всех путей, «которые Господь заповедал нам», и соблюдали бы себя от всякой мерзости, и избегали бы всякой мерзости и блуда. «И если какая-либо женщина или девица совершит прелюбодеяние между вами, то сожгите ее огнем, и не блудите вслед за нею очами и сердцем». И пусть они не берут себе жен из дочерей Ханаанских, ибо семя Ханаана будет истреблено на земле. И он говорил им о суде над исполинами и суде над Содомом, как они были наказаны за их порочность, и блудодеяние, и нечистоту, и взаимное развращение. За блудодеяние погибли они, но вы воздерживайтесь от всякого любодеяния и мерзости, и от всякого осквернения грехами и мерзостию их, чтобы вам не сделать имя наше проклятием и всю жизнь вашу позором, и не предать бы всех сыновей ваших погибели от меча, и чтобы проклятие ваше не было как Содом и остаток ваш как сыны Гоморры. Я свидетельствую вам, сыны мои: любите Бога небес и покоряйтесь всем Его заповедям, и не обращайтесь к идолам и мерзостям их (язычников); и не делайте себе ни литых идолов, ни изваяний, ибо они ничтожны, и не имеют души, но они суть дело рук, и все, которые полагаются на них, не получают помощи, — все, которые положились на них. Не почитайте их и не поклоняйтесь им, а почитайте Бога Всевышнего, и поклоняйтесь всегда Ему, и надейтесь на Твое лице, о Господи, (?) во всякое время, и совершайте правду, и справедливость, и праведность пред Ним, чтобы Он имел благоволение к вам, и являл вам Свое милосердие, и ниспосылал дождь утром и вечером, и благословлял всякий труд ваш и все, над чем вы трудитесь на земле; и ваш посев, и твою (?) воду, и семя твоей плоти, и семя твоей земли, и твои стада и овец благословит Он, и ты будешь во благословение на земле, и все народы земли будут иметь благоволение к вам и благословлять сынов ваших именем моим, дабы они были благословлены, как я».


И он дал Измаилу и его сыновьям и сыновьям Кетуры подарки, и отослал их от своего сына Исаака. И Измаил с сыновьями своими и сыновья Кетуры с сыновьями их пошли вместе, и жили от Фармона (вероятно, Фаран), пока не придешь к Вавилону, во всей области, которая лежит к востоку против пустыни, И они соединились вместе, и были названы арабами и измаильтянами.




XXI.


И в шестой год седьмой седмины этого юбилея Авраам призвал сына своего Исаака и заповедал ему, говоря: «Я стар и не знаю, когда умру, ибо я пресытился днями своими. И вот мне сто семьдесят пять лет, и в продолжение всей жизни моей я помышлял о Господе, и от всего сердца стремился исполнять волю Бога моего и ходить право по всем Его путям. Идолов ненавидела душа моя, дабы быть внимательным к исполнению воли Того, Кто сотворил меня; ибо Он — Бог живый, и свят, и верен, и праведен во всем, и нет неправды в Нем, чтобы взирать на лице и принимать дары; но Он есть Бог правды, совершающий наказание над всеми, которые преступают его заповеди и нарушают Его завет. И ты также, сын мой, соблюдай Его заповеди, Его установление и правду, и не ходите (?) вслед за мерзостию язычников, и изваяниями и литыми изображениями, и не ешьте крови ни зверей, ни скота, ни различных птиц, которые летают на небе. И если ты закалываешь, то закалывай в жертву мира, которая приятна Богу: закалывай ее, и кровь ее выливай к жертвеннику, с мукою и плодовыми жертвами, смешанными с маслом, вместе с жертвою возлияния. Принеси все эта на жертвеннике всесожжения в приятное благоухание пред Господом. Как при жертве благодарения, положи куски тука на огонь жертвенника, именно — тук чрева, и тук внутренностей, и обе почки и весь тук на них, и тук на стегнах, и печень вместе с прилежащими к ней почками, И ты принесешь все в доброе благоухание, которое приятно Господу, с первыми жертвами и возлияниями, которые к сему относятся, в доброе благоухание, как хлеб всесожжения для Господа. Мясо же сей жертвы ешь в этот и в следующий дни, и не дай солнцу во второй день зайти над ним, пока оно не съедено. И ничего не должно оставлять на третий день, ибо это неприятно и неугодно Господу и его нельзя уже съедать. Все, которые будут есть его, понесут на себе грех; ибо так нашел я написанным о сем в книге моих праотцев, в словах Еноха и Ноя. На свою плодовую жертву ты должен положить соли, и без соли завета не должны быть оставляемы все твои плодовые жертвы пред Господом.


И в отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-нибудь другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосна, и пихта, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслина, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади [...] разрушенного дерева; но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя воня благоухания их к небу. Соблюдай сию заповедь и исполняй ее, сын мой, чтобы поступать право во всяком своем деле.



И всякий раз будь чист своим телом и омывайся водою, прежде чем приступишь принести жертву на жертвеннике; омой руки и ноги, прежде чем приблизиться к жертвеннику. И когда ты приготовишь жертвоприношение, то опять омой руки и ноги, чтобы не оказалось следов крови ни на вас, ни на ваших одеждах. Будь очень осторожен, сын мой, с кровью, будь очень осторожен. Закопай ее в землю, и не ешьте крови, ибо она есть душа; совсем не ешь крови.



И не бери выкупа за кровь какого-либо человека, чтобы она не была пролита даром без наказания; ибо эта кровь, которая проливается, делает землю греховною, и она не может быть очищена от крови, как только кровью того, кто пролил ее. И не принимай выкупа и дара за человеческую кровь: кровь за кровь; тогда она вас сделает угодными Господу, всевышнему Богу, и он будет хранителем блага, чтобы сохранять тебя от всякого зла и спасать тебя от всякой смерти. Я вижу, сын мой, все дела сынов человеческих, что они — грех и зло; и всякое дело их — мерзость, и жестоковыйность, и осквернение, и нет правды в нем. Берегись, не ходи по их путям, и не следуй по стезям их, и не совершай смертного греха пред всевышним Богом, а не то отвратит Он лице Свое от тебя, и вменит тебе вину твою, и истребит тебя в сей стране и твое семя под небом, чтобы имя твое и семя твое исчезли на всей земле. Удаляйся от всех дел их и всякой мерзости их, и храни защиту Бога всевышнего, и исполняй волю Его и поступай право во всем. Тогда Он благословит тебя во всех твоих делах, и произведет от тебя растение правды для всей земли, на все роды земли. И будут знать имя мое и имя твое под небом во все дни. Иди, сын мой, в мире; да укрепит тебя всевышний Бог, Бог мой и Бог твой, исполнять Его волю; да благословит Он все семя твое и остаток твоего семени на вечные роды всеми благословениями правды, дабы ты был благословен на всей земле!» И он вышел от него, исполненный радости.




XXII.


И было в первую седмину сорок третьего юбилея во второй год, т. е. в тот год, когда умер Авраам, пришли Исаак и Измаил от клятвенного колодезя, чтобы праздновать семидневный праздник, т. е. праздник начатков жатвы, со своим отцом Авраамом. И Авраам обрадовался, что пришли два его сына. Именно, Исаак имел много имущества в Вирсавии, и ходил туда, чтобы осмотреть свое имущество, и возвратился теперь к своему отцу. И в эти дни пришел Измаил, чтобы видеть своего отца; и они пришли оба вместе. Тогда Исаак заколол жертву во всесожжение, и принес ее на жертвеннике своего отца, устроенном им в Хевроне, и принес жертву, и сделал торжественный пир своему брату Измаил


у. И Ревекка приготовила новый хлеб из нового жита; и она дала его Иакову, своему предпочтенному сыну, чтобы он отнес своему отцу Аврааму первый плод земли, дабы он ел и благословил Творца всех вещей, прежде чем умрет. И Исаак также послал чрез Иакова, предпочтенного, Аврааму от благодарственной жертвы, чтобы он ел и пил. И он ел и пил, и благословлял всевышнего Бога, Который создал и небо и землю, и распростер всю землю, и дал сынам человеческим пищу и питие. И он благословил своего Творца: «И ныне благодарю Тебя, Боже мой, что Ты удостоил меня видеть сей день. Вот я теперь ста семидесяти пяти лет, седой и престарелый. И все мои дни — суд мира: меч ненавистника не победил меня; [...] и во всем, что Ты давал мне и моим детям во все дни жизни моей до сего дня. Боже мой, да будет милость Твоя на рабе Твоем и на семени его сыновей, чтобы оно было для Тебя избранным народом и наследием пред всеми народами земли, отныне до всех дней родов земли, во все века».


И он подозвал Иакова и сказал ему: «Сын мой Иаков! да благословит тебя Бог всех вещей, и да укрепит тебя — совершать правду и волю Его [...], и изберет тебя и семя твое, чтобы вы были Ему народом, как наследие Его, согласно Его воле! И подойди сюда, сын мой Иаков, и поцелуй меня!» И он подошел и поцеловал его.



Тогда он сказал: «Да будут благословлены Иаков и все сыны его Господом, Всевышним, во все века! Да даст тебе Господь семя правды от сынов твоих, которое святило бы Его по всей земле! Да послужат тебе и падут пред семенем твоим все народы! Будь силен пред людьми! И так как ты уподобишься во всем семени Сифа, то да будут пути твои и пути сыновей твоих правыми, чтобы народ твой был свят. Бог, Всевышний, да даст тебе все те благословения, которыми Он благословил меня и которыми благословил Ноя и Адама! Да покоятся они на священном темени (главе) твоего потомства на все роды и до всей вечности! И да сохранит тебя Господь чистым от всякого мерзкого осквернения, чтобы получить тебе прощение во всякой вине, которую ты по неведению совершишь; и да укрепит Он тебя и да благословит тебя, чтобы ты наследовал всю землю. Да восстановит Он завет Свой с тобою, чтобы ты был Ему народом наследия Его во все века! И да будет Он тебе и семени твоему Богом, в действительность и истину, во все дни земли! Помни же, сын мой Иаков, слово мое и храни заповедь Авраама, отца твоего! Не сообщайся с народами, и не ешь с ними, и не поступай по делам их, и не вступай в родство с ними, ибо (всякое) дело их нечисто, и все пути их осквернены и суть мерзость. Свои жертвы они закалают мертвым, и почитают демонов, и едят на могилах; они лишены мудрости, чтобы разуметь, и очи их ничего не видят; как еще погрешать им, если они говорят дереву. «Ты бог мой» и камню: «Ты господь мой и спаситель мой», тогда как они (дерево и камень) не имеют разума? И ты, сын мой Иаков, — Бог, Всевышний, да вспомоществует тебе, и Бог небесный да благословит тебя и да удалит тебя от нечистоты их и от всей греховности их! Берегись, сын мой Иаков, чтобы не брать жены из всего семени дочерей Ханаана; ибо семя его предназначено к истреблению на земле; ибо за вину Хама и за проступок Ханаана будет уничтожено и все семя его, и весь остаток его, и что избегло гибели. И все поклоняющиеся идолам и все упорствующие не имеют надежды в земле живых, но они сойдут в царство мертвых, и пойдут к месту осуждения, и не оставят по себе памяти на земле. Как сыны Содома были истреблены на земле, так будут истреблены все, поклоняющиеся идолам. Не бойся, сын мой Иаков, и не страшись! Бог, Всевышний, будет охранять тебя от погибели, и от всякого пути греховного Он спасет тебя. Здесь в этой стране построишь мне дом, чтобы я положил имя мое на нем, предназначено тебе и семени твоему вовек, и он будет называться домом Авраама. Это предназначено тебе и семени твоему вовек, ибо ты построишь дом мой и имя мое поддержишь пред Богом. Вовек будет пребывать семя твое и имя твое во все роды земли». И он перестал изрекать заповеди и благословения.



И они легли оба вместе на одно ложе, и Иаков заснул при персях своего деда Авраама. И его душа семь раз прижимала его к сердцу, и любовь его и сердце его радовались о нем, и он благословил его от всего сердца и сказал: «Бог, Всевышний, Бог всех вещей и Творец всего, изведший меня из Ура Халдейского, чтобы дать мне эту страну, дабы я владел ею вовек и воскресил святое семя, чтобы оно было благословенно вовек! Благослови и сына моего Иакова, о котором я радуюсь всем сердцем моим и любовию моею! Твоя милость и Твоя благость да пребудут на нем и на семени его всегда! Не оставляй его и не покидай его отныне до века! И да будут очи Твои открытыми на него и на его семя, чтобы охранять его, и благослови его и освяти его в народ наследия Твоего! Благослови его всеми благословениями Твоими, отныне до всех дней вечности; и восстанови завет Твой и милость Твою с ним и семенем его, и всю волю Твою восстанови с ним на все роды земли!»





XXIII.


И он положил два перста Иакова на свои очи, и прославил Бога богов, и закрыл свои глаза. И он простер ноги свои, и уснул вечным сном, и приложился к отцам своим. И во все это время Иаков лежал при его персях, не зная, что отец его Авраам умер. И Иаков пробудился от своего сна, и вот — Авраам был холоден как лед; и он сказал: «Отец, отец!», но он не говорил. Тогда он узнал, что Авраам умер, и он встал, и побежал, и известил о сем мать свою Ревекку. И Ревекка пошла ночью к Исааку, и известила его о сем. И они пошли вместе с Иаковом, который имел светильник в руке своей; и когда они вошли, то нашли лежащее тело Авраама. И Исаак пал на лице отца своего, и плакал, и благословлял его, и лобызал его; и вопль раздался в доме Авраама. Тогда встал сын его Измаил, и пришел к отцу своему Аврааму, и оплакивал отца своего Авраама, он и весь дом Авраама; и они подняли великий плач. И сыновья его Исаак и Измаил погребли его в двойной пещере вместе с женою его Сарой. И оплакивали его в продолжение сорока дней все домочадцы его, Исаак и Измаил со всеми сыновьями своими и сыновья Кетуры в местах своего поселения. Потом окончился плач по Аврааме.


И он жил три юбилея и четыре седмины, сто семьдесят пять лет, и дни его окончились. Ибо дни предков простирались до девятнадцати юбилеев; но после дней потопа они начали уменьшаться и становиться короче девятнадцати юбилеев. И они (люди) стали скоро достигать старости и пресыщаться жизнью вследствие многих несчастий и вследствие неправды своих путей, исключая Авраама; ибо Авраам был совершенным во всяком своем деле с Богом и благоугоден, и (ходил) в правде в продолжение своей жизни. И вот он не окончил четырех юбилеев в своей жизни, так что состарился ради неправды и пресытился жизнью. И все роды, которые явятся отныне до дня великого суда, будут скоро достигать старости, прежде чем достигнут двух юбилеев. И так как и знание их будет оставлять их по причине их престарелости, то уменьшится все знание их. И в те дни, если кто проживет полтора юбилея, то об нем будут говорить: «Он жил долго», но большая часть его жизни пройдет в несчастии, и труде, и страдании, и без мира; ибо наказание последует за наказанием, мучение за мучением, нужда за нуждой, зло за злом, болезнь за болезнью, и все таковые злые наказания одно за другим: болезнь, и резь в животе, и град, и лед, и снег [...], и несчастие, и оцепенение, и неплодородие, и смерть, и меч, и пленение, и всякие наказания и несчастия. Все это придет на злой род, который наполнит беззаконием землю чрез нечистоту блудодеяния и скверноты и чрез мерзость своих деяний. И тогда будут говорить: «Жизнь предков продолжалась до тысячи лет, и она была хороша; а дней нашей жизни, если человек проживет долго, семьдесят лет, и если они сильны, восемьдесят лет, и вся она нехороша». И не будет мира во дни того злого рода. И в том роде дети будут злословить своих отцов и старцев за греховность и нечистоту, и за речи их уст, и за великие нечестия, которые они совершают, и за то, что они оставили завет, который Господь заключил между ними и Собою, дабы они соблюдали и хранили все Его заповеди, и постановления, и весь закон Его, не уклоняясь ни налево, ни направо; так что все они совершают злое, и все уста их говорят беззаконное, и всякое дело их н


ечистота и мерзость, и все пути их осквернение, и нечистота, и погибель. Вот земля погибнет ради всех дел их; и не будет более семени от вина и елея, так как все дела их — полное нечестие; и все вместе погибнут: дикие звери, и скот, и птицы, и все морские рыбы — из-за сынов человеческих. И они будут враждовать друг с другом, эти с теми, юноши со старейшинами, и старейшины с юношами, бедные с богатыми, и униженные с великими, и нищий с князьями — именно, относительно закона и завета; ибо они забыли Его заповеди, и завет, и праздники, и новолуния, и субботы, и юбилеи, и всякую правду. И они будут восставать с мечами и луком, чтобы привести их обратно на путь, но они не возвратятся, пока не прольется много крови на земле; один будет против другого, и те, которые останутся, не возвратятся на путь правды от своего нечестия. Ибо все они будут восставать, чтобы расхищать богатство, и брать, что принадлежит другому, и приобретать себе великое имя, но не для правды и истины; и святое святых осквернят они мерзостью своего осквернения. И придет великое осуждение ради дел того рода от Господа, и Он предаст их мечу, и на осуждение, и пленение, и расхищение, и пожрание. И Он возбудит на них грешников — которые не знают сострадания и милости и не взирают на лицо ни старого, ни юного, ни другого кого-либо, но на злых и могущественных людей, — чтобы они поступали яростнее, чем все сыны человеческие, и совершали насилие против Израиля и делали беззаконие Иакову. И много крови прольется на земле. И не будет никого собирающего и никого ближнего. В те дни будут они издавать вопль, и взывать, и умолять, чтобы их освободили от руки греховных язычников, но не будет никого спасающего. И головы детей будут белыми от седых волос, и трехнедельное дитя будет казаться старым, как столетний; и их существование будет приведено к погибели чрез страдание и бедствие.



И в те дни дети начнут оставлять свои (греховные) законы, и стремиться к заповедям, и возвращаться на путь правды. И дни начнут возрастать, и сыны человеческие будут достигать большей старости, от рода до рода и от дня до дня, так что время жизни их продлится тысячу лет. И не будет старого и пресыщенного жизнью, но все они будут как дети и отроки, и скончаются все дни их в мире и радости, и будут они жить так, что тогда не будет сатаны и какого-либо губителя; ибо все дни их будут днями благословения и спасения. В то время Господь исцелит своих слуг; и они вознесутся и будут наслаждаться глубоким миром, и опять преследовать своих врагов. И они увидят это и будут благодарить и радоваться радостью до века. И они увидят на своих врагах все наказания их и все проклятие их; и хотя кости их будут покоиться в земле, но для духа их будет многая радость, и они познают, что это Господь, совершающий суд и являющий милость на сотнях и тысячах, и на всех, которые любят Его. И ты, Моисей, запиши сие слово; ибо так начертано на свидетельстве небесных скрижалей для вечных родов.




XXIV.


И было, после того как Авраам умер, Бог благословил сына его Исаака. И он поднялся от Хеврона и пошел дальше, и жил при кладезе видения, в первый год третьей седмины этого юбилея, в продолжение семи лет.


И в первый год четвертой седмины начался голод в стране, сверх прежнего, который был во время Авраама. И Иаков сварил чечевичное кушанье; тогда пришел Исав с поля голодный. И он сказал брату своему Иакову: «Дай мне от этого кушанья плод!» И Иаков сказал ему: «Передай мне твое первородство, тогда я дам тебе хлеба и также плод от этого кушанья». И Исав сказал в сердце своем: «Я должен умереть: что мне за польза быть первородным?» И он сказал Иакову: «Я отдаю тебе его». И Иаков сказал: «Поклянись мне!» И он поклялся ему. И Иаков дал брату своему Исаву хлеба и кушанья; и он ел, пока не насытился. Так пренебрег Исав первородством; посему Исав называется также Едомом ради плода кушанья, которое Иаков дал ему за его первородство. И Иаков сделался старшим; Исав же потерял свое преимущество.



И был голод в стране; тогда Исаак пошел, чтобы спуститься в Египет, во второй год этой седмины. И он пошел к царю Филистимскому в Герарон к Авимелеху. И Господь явился ему и сказал ему: «Не ходи в Египет, оставайся в стране, которую Я указываю, и будь чужеземцем в оной стране; Я буду с тобою и благословлю тебя. Ибо тебе и твоему семени Я дам всю эту землю, и исполню клятву Свою, которою Я поклялся отцу твоему Аврааму, и умножу семя твое, как звезды небесные, и дам всю эту землю твоему семени. И благословятся в твоем семени все народы земли — за то, что отец твой слушался гласа Моего, и соблюдал слово Мое, и Мои заповеди, и законы, и установления, и завет. И теперь и ты слушайся гласа Моего и Моих заповедей и живи в этой стране!»



И он жил в Герароне три седмины. И Авимелех отдал приказание относительно него и относительно всего имущества его и сказал: «Всякий, кто прикоснется к нему или к чему-нибудь из его имения, умрет смертию». И Исаак стал великим в Филистимской земле, и приобрел много волов и овец, и верблюдов, и много имущества. И они сеяли в земле филистимлян, и получили прибыли во сто крат. И Исаак сделался очень великим. И филистимляне стали завидовать ему; и все колодези, которые отроки Авраама выкопали при его жизни, филистимляне засыпали после смерти Авраама и завалили их землею. И Авимелех сказал Исааку: «Дались от нас, ибо ты стал великим для нас!» И Исаак вышел оттуда в первый год седьмой седмины и странствовал в долинах Герарона. И они опять выкопали колодези, которые отроки отца его Авраама выкопали, и филистимляне после смерти отца его Авраама засыпали. И он назвал их именем, которое нарек им отец его Авраам. И отроки Исаака выкопали колодези в долине и нашли источник воды. И пастухи герарские спорили с пастухами Исаака, говоря: «Вода принадлежит нам». И Исаак назвал место сего колодезя: «противный», «ибо они враждовали с нами». И они выкопали другой колодезь и спорили из-за него, и Исаак дал ему имя — «теснота». И он вышел оттуда, и они выкопали другой колодезь, и о нем они не спорили; тогда он дал ему имя — «пространный». И Исаак сказал: «Теперь Господь распространил нас». И он усилился в земле той и пришел к кладезю клятвенному в первый год первой седмины в сорок четвертый юбилей.



И Господь явился ему в ту ночь, в новолуние первого месяца, и сказал ему: «Я Бог Авраама, отуа твоего; не бойся, ибо Я с тобою. И Я благословлю тебя и умножу семя твое, как песок морской, ради раба Моего Авраама». И он устроил там жертвенник, где прежде устроил отец его Авраам, и призвал имя Господа, и принес жертву Богу отца своего Авраама. И они выкопали колодезь и нашли источник воды. И отроки Исаака выкопали еще колодезь и не нашли воды. И они пришли и сказали Исааку, что не нашли воды. И Исаак сказал: «Я поклялся ныне филистимлянам, и это есть причина (безводности кладезя)». И он дал имя месту сему «клятвенный колодезь». Ибо здесь он поклялся Авимелеху и Акофу, другу его, и Фиколу, надзирателю его. И Исаак познал в тот день, что они ложно поклялись — хранить с ними мир. И Исаак проклял в тот день филистимлян и сказал: «Да будут прокляты филистимляне в день гнева и ярости всеми народами! Пусть сделает их Господь посмешищем, и проклятием, и гневом, и яростью в руках грешных язычников и истребит их рукою Хеттеев. И что избегнет меча врагов и Хеттеев, то да истребит народ праведных судом праведным под небом. Ибо врагами и ненавистниками будут они для сынов моих во дни их и в земле их. И никто из них не останется и никто не спасется в день гневного суда. Но погибнет, и истребится, и будет уничтожено в стране сей все семя филистимлян, и от них не останется более и потомства их на земле. Если бы оно взошло даже на небо, то да низвергнется оттуда; и если бы оно утвердилось на земле, то да будет исторгнуто, и если бы укрылось между народами, то да будет истреблено и отсюда, и если бы оно взошло в царство мертвых, то и там да будет велико его наказание, и пусть не будет ему там мира, и если бы оно странствовало в плену, то да будет умерщвлено теми, которые подстерегают на пути его душу. Не оставляй ему Ты, Который да будешь прославлен, имени и семени на всей земле, и да сопровождает его вечное проклятие!» И относительно него написано и начертано на небесны


х скрижалях, чтобы так было поступлено с ним в день суда, дабы оно было истреблено на земле.




XXV.


И во второй год этой седмины в этом юбилее Ревекка призвала сына своего Иакова и беседовала с ним, говоря: «Сын мой, не бери себе жену из дочерей Ханаана, как брат твой Исав, который взял себе двух жен из семени Ханаана; и они поразили мой дух всеми делами своими, нечистотою блуда и брака, и нет правды в них, но злы дела их. И я весьма люблю тебя, сын мой; моя нежность благословляет тебя каждый час и стражу нощную. И ныне послушай гласа моего, и исполни волю матери твоей, и не бери себе жену из дочерей сей страны, а только из дома отца твоего и из рода отца твоего. Возьми себе жену из дома отца моего; и Бог всевышний благословит тебя и сынов твоих сделает праведным родом и семя твое святым». После сего Иаков говорил с матерью своей Ревеккою и сказал ей: «Вот, мать моя, мне девять седмин, и я не знаю жены; ни одна не прикасалась ко мне и не обручалась мне, и я не думаю брать себе жену из какого-либо семени дочерей Ханаана, ибо я помню слова отца нашего Авраама и что он заповедал мне, что я не должен брать жены из всего семени дома Ханаана. Но я хочу взять себе жену из семени дома отца моего и из рода моего. Я слышал прежде, что брат твой Лаван имеет в потомстве дочерей. На них обратил я свое сердце, чтобы из них взять жену. И посему я остерегался в своем духе, чтобы не согрешить и не развратиться на всех путях моих, во все дни жизни моей. Ибо относительно брака и блуда отец мой Авраам дал мне много заповедей. И вопреки всему тому, что он заповедал мне, брат мой теперь прекословит мне в продолжение двадцати двух лет и говорит часто мне, говоря: «Брат мой, возьми в жены сестру моих двух жен!» Но я не хочу делать так, как делает брат мой. Я клянусь пред тобою, что я в продолжение всей моей жизни не возьму себе жену из семени всех дочерей Ханаана и не поступлю худо, как поступил брат мой. Не бойся, мать моя! Поверь мне, что я исполню волю твою, и буду ходить в праведности, и не извращу моих путей вовек!»


После сего она возвела лицо свое на небо, и распростерла персты своей руки, и открыла уста свои, и прославила Бога всевышнего, сотворившего небо и землю, и принесла Ему благодарение и хвалу, и сказала: «Да будет прославлен Господь, Бог мой, и да прославится имя Его вовек, что Он дал мне Иакова, невинного сына и святое семя; ибо он Твой, и семя его всегда Твое во все роды вовек. Благослови его, Владыка, и вложи благословение правды в уста мои, чтобы я благословила его!» В тот самый час дух святой сошел в уста ее, и она положила руки свои на главу Иакова и сказала: «Будь прославлен Ты, Господь правды и Бог миров, и да прославляют Тебя люди всех родов! Да дарует Он тебе, сын мой, путь правды, и да откроет семени твоему правду, и умножит сынов твоих во время жизни твоей, и восставит их по числу месяцев года! И да умножатся сыны их, и будут бесчисленны, как звезды небесные, и да будет число их больше, чем песок морской! Да даст Он тебе эту плодоносную землю, как сказал Он, что Он даст ее Аврааму и семени его после него навсегда и что они вечно будут владеть ею. И да увижу я в тебе, сын мой, благословенного сына во время жизни моей; и все семя твое да будет святым семенем! И как покоил тебя дух твоей матери во время жизни ее на лоне родившей тебя, так благословляет тебя моя нежность, и перси мои благословляют тебя, и уста мои, и язык мой прославляют тебя. Умножайся, и возрастай, и распространяйся на земле, и да будет семя твое совершенным в небесной и земной радости во всю вечность! И да ликует семя твое, и в великие дни мира да будет ему уделом мир твоего имени! И да пребывает семя твое во всю вечность; и Бог всевышний да будет их Богом, и Бог всевышний да обитает с ними, и да будет устроено между ними святилище Его на все века! Благословляющий тебя да будет благословен, и всякая плоть, проклинающая тебя напрасно, да будет проклята!» И она поцеловала его и сказала ему: «Господь мира да возлюбит тебя, как сердце матери твоей и нежность ее; да возрадуется Он о тебе и да благословит тебя!» И вот она перестала благословлять его.